ВЛАДИМИР ВОЛОЦКИЙ
Мне не нравится, когда работы в жанре видеопоэзии называют «ролик» или «клип». Наверное, это современно и модно, однако мне ближе классическое — «фильм». Короткометражный, но именно фильм. Само слово предполагает, что мы увидим некую историю. С сюжетом или без. Игровую, документальную, мультипликационную: не важно. Но у нее будет развитие. Осмысленное действие, ведущее зрителя от начала к концу. А не набор случайных кадров, которые можно переставить в другом порядке, ничего при этом не изменив.
Я режиссер игрового кино; возможно, это и определило мое видение жанра. Попытки рассказать что-то большее, чем просто историю, предпринимались чуть не с рождения самого кинематографа. Метафорические образы. Ассоциативный монтаж. Попытка передать состояние героя ритмом кадров, цветом, светом. Все это мы можем увидеть в работах режиссеров немого кино. А с появлением звука в кино попадает и стихотворный текст, читающийся в кадре или за кадром. В 60-х годах, в момент расцвета поэтического кинематографа, появились работы, в которых авторы отказывались от фабульного повествования, бытового контекста, стремясь передать не столько смысл происходящего, сколько состояние героев. А в конце 80-х начал зарождаться новый жанр — видеопоэзия.
Новый жанр — это всегда вопрос спорный. Очень сложно удержаться в рамках и не скатиться в уже имеющиеся жанры, такие как игровое или документальное кино. Или, что чаще всего и происходит, в музыкальный клип. Жанр тоже сравнительно новый, появившийся в 50–60-х годах. Но уже вполне сформировавшийся. Последовательность кадров, сопровождающихся музыкальной композицией, с текстом или без. Возникает вопрос: зачем называть как-то иначе уже имеющее свое название направление? Значит, видеопоэзия должна быть чем-то другим, отличным от всего предыдущего.
Первой работой в этом жанре, с которой я столкнулся, была короткометражка Натальи Алфутовой на стихи Инны Кабыш «Гагарин». Она показалась мне интересной, и я посмотрел еще несколько русских видеопоэтических работ, но ничего подобного в тот момент мне больше не попалось. В основном это были видеоклипы, с более-менее организованным материалом. И я решил попробовать создать что-то, что соответствовало бы жанру в моем понимании.
Первая наша с Вадимом Жуковым короткометражка «Стихо_творение», которую на фестивале «Пятая нога» почему-то окрестили по первой строке читавшегося в кадре стихотворения — «Вспыхнет взволнованно спичка», рождалась почти три месяца, а снята была за один день. Чего хотелось добиться? Осмысленной истории, соответствующей по стилю самому стихотворению. Органичности стихов видеоряду фильма. Найти возможность вложить в уста персонажей стихотворный текст так, чтобы у зрителя не возникло вопроса: а почему вдруг герой заговорил стихами? Погрузить героев и зрителей в некое пространство, где говорить стихами не просто естественно, но единственно возможно.
Первый наш опыт показался нам удачным, и мы с Вадимом сняли еще одну работу в этом же жанре. Пока у нее нет названия, только рабочее, не совсем точное: «Дорожная история». Это ретроспекция в 80-е, в детство героя-дальнобойщика, с которым зритель знакомится, садясь к нему в машину в качестве попутчика. В фильме звучит стихотворение Вадима Жукова «Помню, как меня наставлял отец». Сейчас она на этапе озвучания, и я надеюсь успеть закончить работу до ноябрьского фестиваля «Пятая нога».
Во второй раз мы подошли к делу еще серьезнее, чем в первый. В фильме одновременно рассказываются три истории. А это всегда сложно сделать так, чтобы не запутать зрителя. К тому же ретроспекция, пусть даже в не такие уж и далекие 80-е, — дело непростое. Подготовка к съемкам заняла, как это часто бывает в малобюджетном кинематографе, почти полгода. А сами съемки — три дня. Не все получилось так, как задумывалось, но я считаю, что фильм удался.
Первые работы в этом жанре чаще всего создавались самими поэтами. Что, естественно, сказывалось на изобразительном ряде, да и просто на качестве видеоматериала. Сейчас профессиональных работ стало больше. На последнем Волошинском фестивале были представлены разнообразные и очень интересные фильмы. Хочется, чтобы жанр развивался в совместном творчестве поэта и режиссера. Думаю, именно это сотворчество обогатит жанр новыми направлениями, интересными и оригинальными работами.
Я режиссер игрового кино; возможно, это и определило мое видение жанра. Попытки рассказать что-то большее, чем просто историю, предпринимались чуть не с рождения самого кинематографа. Метафорические образы. Ассоциативный монтаж. Попытка передать состояние героя ритмом кадров, цветом, светом. Все это мы можем увидеть в работах режиссеров немого кино. А с появлением звука в кино попадает и стихотворный текст, читающийся в кадре или за кадром. В 60-х годах, в момент расцвета поэтического кинематографа, появились работы, в которых авторы отказывались от фабульного повествования, бытового контекста, стремясь передать не столько смысл происходящего, сколько состояние героев. А в конце 80-х начал зарождаться новый жанр — видеопоэзия.
Новый жанр — это всегда вопрос спорный. Очень сложно удержаться в рамках и не скатиться в уже имеющиеся жанры, такие как игровое или документальное кино. Или, что чаще всего и происходит, в музыкальный клип. Жанр тоже сравнительно новый, появившийся в 50–60-х годах. Но уже вполне сформировавшийся. Последовательность кадров, сопровождающихся музыкальной композицией, с текстом или без. Возникает вопрос: зачем называть как-то иначе уже имеющее свое название направление? Значит, видеопоэзия должна быть чем-то другим, отличным от всего предыдущего.
Первой работой в этом жанре, с которой я столкнулся, была короткометражка Натальи Алфутовой на стихи Инны Кабыш «Гагарин». Она показалась мне интересной, и я посмотрел еще несколько русских видеопоэтических работ, но ничего подобного в тот момент мне больше не попалось. В основном это были видеоклипы, с более-менее организованным материалом. И я решил попробовать создать что-то, что соответствовало бы жанру в моем понимании.
Первая наша с Вадимом Жуковым короткометражка «Стихо_творение», которую на фестивале «Пятая нога» почему-то окрестили по первой строке читавшегося в кадре стихотворения — «Вспыхнет взволнованно спичка», рождалась почти три месяца, а снята была за один день. Чего хотелось добиться? Осмысленной истории, соответствующей по стилю самому стихотворению. Органичности стихов видеоряду фильма. Найти возможность вложить в уста персонажей стихотворный текст так, чтобы у зрителя не возникло вопроса: а почему вдруг герой заговорил стихами? Погрузить героев и зрителей в некое пространство, где говорить стихами не просто естественно, но единственно возможно.
Первый наш опыт показался нам удачным, и мы с Вадимом сняли еще одну работу в этом же жанре. Пока у нее нет названия, только рабочее, не совсем точное: «Дорожная история». Это ретроспекция в 80-е, в детство героя-дальнобойщика, с которым зритель знакомится, садясь к нему в машину в качестве попутчика. В фильме звучит стихотворение Вадима Жукова «Помню, как меня наставлял отец». Сейчас она на этапе озвучания, и я надеюсь успеть закончить работу до ноябрьского фестиваля «Пятая нога».
Во второй раз мы подошли к делу еще серьезнее, чем в первый. В фильме одновременно рассказываются три истории. А это всегда сложно сделать так, чтобы не запутать зрителя. К тому же ретроспекция, пусть даже в не такие уж и далекие 80-е, — дело непростое. Подготовка к съемкам заняла, как это часто бывает в малобюджетном кинематографе, почти полгода. А сами съемки — три дня. Не все получилось так, как задумывалось, но я считаю, что фильм удался.
Первые работы в этом жанре чаще всего создавались самими поэтами. Что, естественно, сказывалось на изобразительном ряде, да и просто на качестве видеоматериала. Сейчас профессиональных работ стало больше. На последнем Волошинском фестивале были представлены разнообразные и очень интересные фильмы. Хочется, чтобы жанр развивался в совместном творчестве поэта и режиссера. Думаю, именно это сотворчество обогатит жанр новыми направлениями, интересными и оригинальными работами.