/



Новости  •  Книги  •  Об издательстве  •  Премия  •  Арт-группа  •  ТЕКСТ.EXPRESS  •  Гвидеон
» АЛЕКСЕЙ УШАКОВ / CYCLOP В КИЕВЕ
АЛЕКСЕЙ УШАКОВ / CYCLOP В КИЕВЕ
В столице Украины городе Киеве в этом году уже в третий раз проходит фестиваль видеопоэзии, в программе которого участвуют поэтические ролики из Украины, России и Белоруссии на украинском, русском и белорусских языках. Поскольку я являюсь одним из организаторов конкурса видеопоэзии на Волошинском фестивале в Коктебеле, в этом году меня снова  пригласили в состав жюри конкурса и предложили провести мастер-класс. Жанр видеопоэзии, несмотря на свою уже достаточно длинную историю, до сих пор еще не определил четкие границы жанра, и потому представляет авторам и режиссерам широкие возможности для реализации оригинальных творческих идей. Поэтому, все изложенные здесь принципы, идеи и художественные приемы не являются обязательными или настоятельно рекомендуемыми для других авторов. Это попытка сформулировать собственную позицию в данном жанре, своеобразный черновик выступления на фестивале CYCLOP.
В качестве примера мне хотелось бы показать на мастер-классе свои работы, посмотрев которые в порядке их создания можно предметно говорить о развитии жанра в рамках творчества одного автора. Поскольку все эти работы мне очень хорошо знакомы, а особенно потому, что мне, как никому другому, известны причины, по которым я выбирал то или другое стихотворение для видео-воплощения, выбирал ту или иную стилистику и приемы подачи материала… короче - все тонкости и детали творческого процесса - этот разговор может быть конкретным.
Первой моей работой стал видеоролик на чужие стихи. Основой, или можно сказать – сценарием,  стало стихотворение московского поэта Александра Вознесенского «Артем курит». Мывместе работали на радио, и Александр познакомил меня с современной отечественной поэзией, и предложил поучаствовать в московском фестивале видеопоэзии «ЗРЯ» которыйпроводил его друг - поэт Андрей Родионов. Мне, как режиссеру было предложено на выбор несколько стихотворений, и я выбрал именно это: во-первых - потому что оно короткое, а во-вторых: потому что «лирическим героем» стихотворения был вполне конкретный человек - друг и одноклассник Александра Вознесенского, профессиональный драматический актер - Артем Смола. В первых своих работах любой автор, любого жанра искусства, так или иначе, но подражает или даже копирует работы своих предшественников, то есть, дебютная работа в какой-то мере -  ученичество. Чтобы не «изобретать колесо» - я тоже пошел по этому пути и в качестве жанровой основы для подражания выбрал популярную и всем знакомую стилистику «музыкального видеоклипа». Артем Смола сыграл в кадре самого себя, и с точки зрения сюжета это было совершенно оправдано. Текст стихотворения, как в музыкальном видеоклипе, звучал «закадром» в исполнении автора под музыкальную подложку.
Во второй работе – ролике на мое собственное стихотворение «Золотая Орда» -  я попытался в первую очередь решить две главные задачи, которые как мне кажется, стоят перед каждым режиссером, который берется за жанр видеопоэзии.
Первая: попытаться отойти от стилистики «музыкального видео» - жанра, который уже давно сформировался и диктует свои собственные жанровые законы, художественные приемы - если пользоваться театральнымслэнгом –штампы.Помимо соблюдения границ жанров - стихи под музыку – как видно из предыдущего примера - это первое, что приходит в голову начинающему режиссеру, когда он пробует свои силы в области видеопоэзии. Ничего особенно ужасного в этом нет, и можно привести множество примеров удачных работ, сделанных в подобной манере подачи художественного материала, но!  Во-первых: стихотворение имеет собственный музыкальный  ритм и музыку слов, которых совершенно достаточно для создания монтажного темпа произведения, а во-вторых: все-таки не стоит превращать жанр видеопоэзии в мелкобюджетнуюразновидность продукции глобального телеканала MTV.
Вторая задача, которую я ставил перед собой как режиссер, была чисто практической – искусство экрана, в силу своих технических составляющих, требует каких-то материальных затрат, а его некоммерческий характер вызываеттакую банальную проблему, как отсутствие бюджета на создание произведения. Отсюда у режиссера появляется соблазн сделать своеобразный «ремикс». Подобно учебной практике студентов ВГИКа - взять готовые кадры из различных фильмов или телепередач и смонтировать их «по-новому», для видео-иллюстрации стихотворения. Во второй своей работе, которая делалась буквально «на коленке», - я так и поступил. Но, чтобы оправдать этот прием с художественной точки зрения, чередование взятых кадровв ролике было представлено на экране как переключение каналов телевизора, озвученное характерным щелчком телевизионного пульта, который является «шумовым сопровождением» звучащего текста и одновременно отбивает пульс, подчеркивая ритм стихотворного размера.
Этого шумового сопровождения оказалось вполне достаточно для создания художественного образа, и в дальнейших своих работах я уже принципиально отказывался от музыкального сопровождения звучащего текста, которое,помимо прочего, перетягивает на себя функцию создания художественной атмосферы и настроения произведения, и отвлекает зрителя от смысласамого стихотворения, и ограничивался только шумовымсопровождением. Музыка может звучать отдельно от поэтического текста, в качестве вступления, завершения или подчеркивания кульминационного момента сюжета ролика, но ни в коем случае не сопровождать чтение стихотворения.
Исключением стали две моих работы, в которых музыка играет важную роль – это ролики на стихотворение Георгия Манаева «Freelance» и ролик на стихотворение музыкально-поэтического дуэта «Коровин и Фагот». В первом случае - стилистика подачи видеопроизведениябыла выбрана как «художественная пародия» именно на музыкальный видеоклип в жанре рэп.  Стихотворение «Freelance»  – верлибр, то есть не имеет рифмы и строгого размера, и таким образом стандарты музыкального видео – с художественной точки зрения неожиданно перевернуты с ног на голову.  Во-втором случае - просто потому, что само стихотворение предполагает оригинальное музыкальное сопровождение, а видео сделано в жанре короткометражного фильма, по сюжету которого дуэт «Коровин и Фагот» выступает перед зрителями на сцене на литературном вечере.
Возвращаясь к истории моих работ в жанре видеопоэзии и вспоминая художественные задачи, которые я ставил перед собой как режиссер – следующим этапом стало для меня появление читающего поэта непосредственно «в кадре». Похожую задачу в своих фильмах решал и один из великих кинорежиссеров, имя которого сразу вспоминается когда разговор заходит о видеопоэзии - Андрей Тарковский,в фильмах которого звучат стихи его отца- Арсения Тарковского. Помимо художественных задач, перед кинорежиссером стояла и чисто практическая - пропаганда поэзии Арсения Тарковского в широких кругах зрителей и читателей. Сын-кинорежиссер стал популярным раньше своего отца, который широкое читательское признание получил довольно поздно. Можно сказать, что большинство современников познакомились с поэзией Арсения Тарковского именно благодаря фильмам его сына.
Точно также, и я поставил перед собой чисто практическую задачу пропаганды, как современной поэзии вообще, так и конкретных авторов в частности. Подобно тому, как музыкальный  видеоклип является своеобразным «рекламным роликом» коллектива или исполнителя  - видеопоэтический клип, по моему замыслу, должен был стать «рекламным роликом» поэта.
Я постоянно возвращаюсь к упоминанию музыкального видеоклипа, потому что этот жанр,очевидно, является родственным жанру видеопоэзии. Отрицать этого не стоит, но чтобы соблюсти границы жанров, режиссеру,как мне кажется - имеет смысл брать на вооружение только технические составляющие музыкального видео. Например – авторское исполнение, краткость, а в качестве художественного приема использовать клиповый монтаж.  
Возвращаясь к художественным приемам, которые использовал Андрей Тарковский, можно проследить каким образом в его творчестве развивалосьвключениеотдельного самостоятельногопоэтического произведения в общую композициюкинокартины. Если в фильме «Зеркало» стихи звучат закадровым текстом, то в следующих картинах «Сталкер» и «Ностальгия» их читают на экране актеры, и с точки зрения сюжета фильма и логики построения эпизода, это «актерское исполнение» стихотворения совершенно оправдано.
Таким образом, мне тоже нужно было придумать художественное оправдание для появления в кадре поэта читающего свои стихи, и это должно быть нечто большее, чем «концертное исполнение», или документальная запись выступления поэта.
В следующих двух своих работах: «Спина» на стихи Алевтины Дорофеевой и «1953.МИФ» на стихи Геннадия Каневского, я пытался решить поставленные перед собой художественные задачи. В ролике «Спина», видеоряд которого запись выступления Алевтины в клубе «КАФЕМАКС», с помощью звукового эффекта имитирующего звучание объявлений на станциях пригородных электричек, поэт выступает в роли диктора на фоне движения поезда, который отходит от перрона и ускоряет свое движение в соответствии с ускорением темпа  строк и сюжета самого стихотворения. В ролике «1953.МИФ» поэт Геннадий Каневский тоже сыграл роль диктора, но уже центральной радиостанции страны, который как будто читает правительственное обращение о смерти Сталина.Этот ролик как мне кажется самая удачная моя работа на сегодняшний момент, потому что она сделана в жанре короткометражного фильма с одним актером-автором стихотворения, и текст стихотворения одновременно является и сценарием, и сюжетом, и драматическим монологом персонажа.
Еще одна моя удачная работа «Пустота» на стихи Галины Рымбу - победитель крупнейшего и старейшего на сегодняшний день российского конкурса видеопоэзии «Пятая нога», который организуют и проводят поэт Андрей Родионов и журналист Екатерина Троепольская, сделана тоже в жанре короткометражного кино. Но в этом видеоролике помимо поэта, читающего стихотворение, участвуют еще два актера, и драматические сцены, предваряют и завершают стихотворение, в тексте которого раскрывается основная тема произведения.
Другие эксперименты в жанре видеопоэзии представляют собой сочетание всех вышеупомянутых художественных приемов. Чтобы повести итог, можно назвать принципы построения видеопоэтического произведения, на которые я опираюсь в своей художественной практике.
Мне кажутся важными следующие практические задачи и принципы построения композиции произведения:
- Текст стихотворения не должен быть закадровым. Он может быть монологом, или диалогом персонажей, а еще лучше – при этом являться и сценарием или сюжетом произведения. То есть - стержнем композиции, вокруг которого строится все остальное.
- Музыка не должна звучать в качестве сопровождения от начала и до конца. Она может быть одним из элементов произведения, но ни в коем случае не перетягивать на себя внимание зрителя.
- В кадре должен присутствовать автор.
Все вышеизложенное, повторяю, только мое мнение. Принципы, на которые я опираюсь в своей художественной практике. При отборе клипов для Волошинского конкурса и голосования в жюри фестивалей, я стараюсь в первую очередь выбирать и оценивать работы по принципу - «насколько цельным выглядит в произведении сочетание поэтического текста и изображения», и если вышеизложенные мной художественные приемы нарушены, но нарушены убедительно и оправдано – я буду на стороне режиссера.шаблоны для dle


ВХОД НА САЙТ