/



English
Каталог книг издательства Информация для авторов Премия Русского Гулливера Арт-группа Читальный зал Text.express Гвидеон. Журнал Связаться с нами
Новости  •  Книги  •  Об издательстве  •  Премия  •  Арт-группа  •  Видеотекст  •  Гвидеон  •  Архив








ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. Алексей Остудин "Вишневый сайт"



Мария Бушуева. КУЗНЕЧИКИ СОЛНЦА
 
О книге Алексея Остудина "Вишневый сайт"
(М.: Издательство «Русский Гулливер», 2017. – 376 с.)


Поэт Алексей Остудин – это такая яркая verb-камера, фиксирующая буквально все, что попадается ей на пути, работающая на вербальных созвучиях, собственных, остудинских, остроумных неологизмах, на лексической эклектике и словесной игре, постмодернистской цитатности, иронии и реминисценциях, а также детальной, причем остросовременной, предметности, приоритете внешнего – выражаемого, – то есть имеющая литературные характеристики, как бы закодированные в названии книги «Вишневый сайт».
И все это на фоне — сохраненного подросткового импульса (а, главное, восприятия!) и способности радоваться миру по-детски открыто. Собственно говоря, преодоление или сращение драматического разлома между романтическим Космосом детства и очень земным взрослым миром, на мой взгляд и есть причина возникновения поэзии Алексея Остудина.
«Я вышел из детства, а был запечатан в колоде, но детство само до сих пор из меня не выходи», – эта цитата из одного из самых интересных его стихотворений с ностальгически- кинематографическим названием «Родом из детства».
Стихи А. Остудина, точно шальные подростки, срывающиеся с урока и несущиеся по школьному коридору, задевая и даже сбивая все, что встретится на пути. Но все-таки главное в его памяти та нежность, которую он всю жизнь таит в душе. Стихотворение « Урок нежности» приоткрывает другого Алексея Остудина:

Приблизила глаза зелёные,ладонь лизнула осторожненько,
и волдыри, слюной краплёные,забинтовала подорожником.
…что, знают выросшие дети,зашито в память поределую?
Она одна осталась в цвете!Всё остальное – черно-белое.

Виртуозное жонглирование словами – оттуда же из детства – это словесный цирк, это,не лишенная легкого самовосторга, демонстрация своей вербальной и метафорической свободы:

Приляжешь на причёсанный песок:
из пачки сигаретной балерина
привстанет на оранжевый носок
что был отбит и вылеплен из глины.

Литературный критик Никита Васильев характеризовал поэта Алексея Остудина как полистилиста и постакмеизта. Но, думаю, вполне правомерно соотнести стихи Алекесея Остудину не только с постакмеизмом (можно, кстати и delete это смущающее «пост»), но еще и со стихотворным соц-артом ( причем Остудину удалось наделить соц-арт не протестом, а поэтичностью, и только это уже удивительно).
Вообще, все предметы, детали, имена, термины в его стихах совершенно сегодняшние, остро современные, причем сюрреалистически наплывающие друг на друга, — вот говорящий пример, думаю, его будет достаточно:

В голове не умолкает Витас —
жабры растопырил и болит.
Эта жизнь, зависшая как Windows
заслужила cntrl, alt, delete.

Реминисценции пронизывают стихи: от любви к Пушкину А. Остудин никак не может освободиться, хотя, по-школярски отталкиваясь от цитаты, превращает ее даже не в иронию, а просто в юмор. Но мы услышим в стихах и отзвуки Маяковского ( с его гиперболами) и, конечно, раннего Пастернака ( это учитель и образец) и даже Н.Заболоцкого не только эпохи «Столбцов», но и позднего. Мы узнаем школу Заболоцкого по неожиданным сочетаниям: «внезапны гладиолусы, как вскрики». Или : «дрожит локомотив, как огурец на вилке,блестящий и проклёпанный во всю длину».
Книга А. Остудина недаром вышла в издательстве «Руский Гулливер», — Алексей Остудин и сам порой вслед за Свифтом начинает ощущать себя Гулливером – такое ощущение не только порождает соответствующие гиперболические метафоры и сравнения: «Идёт троллейбус в чеховском пенсне — болтается шнурок на остановках», но и придает автору некую робость: лилипутов оказывается вокруг слишком много... И, как ни парадоксально эта мысль прозвучит, именно от робости исходит его поэтическая эмоционально-вербальная атака на мир в страстном желании соединить его с самим собой в метафорическом порыве. Поэтому, разумеется, метаметафористов поэт тоже не обошел вниманием. Но крайне далекий от Ивана Жданова с его внутренним поэтическим лабиринтом, Алексей Остудин по изобразительной технике приближается к Алексею Парщикову, именно с попыткой того описывать мир, не проникая вглубь, как бы подчиняясь объективному впечатлению, перенеся в стихи принцип изобразительности из кинематографии и живописи ( но не реалистической, а синтезирующей, вбирающей в себя сюрреализм, футуризм и пр.).
Но все-таки А. Парщиков, несмотря на внешнее построение образа, метафизичен, он все равно поэт «философской школы», не эмоционально-визуального экспромта, а поэзия Алексея Остудина как раз громокипящий фонтан эмоций и впечатлений, поданных с юмором, порой в расчете на цирковой сиюминутный эффект. Его способность рифмовать, сравнивать и словотворить — кажется появившейся прежде,чем он сам явился на свет. Потому что Алексей Остудин не просто соединяет слова, создавая неожиданные метафоры, он так видит – сохранив ту детскую образность восприятия, которую обычный человек теряет, взрослея:

Гроза варенье делает из слив,
по зеркалу шныряют водомерки,
приходит слон, задумчивый как лифт —
запамятовал номер этажерки

***
листает солнце бабочек в саду,
где, растолкав траву, столпились лужи.

***
но качается шмель в полушубке,
раздражённо цикады друг другу звонят
и бросают гудящие трубки.

И сохранив – несмотря на некоторые издержки вкуса и легкую циничную браваду– чистоту чувств. Ведь ирония постмодернизма — это, в определенном смысле, целомудрие — когда серьезно говорить о чувствах как-то неловко — и они прячутся под ироничными масками интонации и цитат. И, хотя поэт Алексей Остудин - homo ludens (человек играющий), в его «Вишневом сайте» часто печальное, даже трагичное чувство — уйдя в подтекст— угадывается читателем и вызывает сопереживание. И в этом, на мой взгляд, и есть главная особенность поэтики Алексея Остудина.шаблоны для dle 11.2




Поделиться публикацией:

167
Опубликовано 20 мар 2019



ВХОД НА САЙТ