ЕГОР МИРНЫЙ
прятки
лида говорила: "спрячетесь, а Бог вас найдёт,
выведет на чистую воду и поведёт по ней
в открывающийся портал, в надвигающийся костёр",
а сама в это время тушила рыбу на малом огне,
а сама месила тесто и думала вслух:
"в конце концов вы ничто, серебряная трава,
играющая мнимым светом своим на тёмном ветру,
представляющая себе, что знает, что такое слова";
потом вытирала руки о белый-пребелый подол,
белые-белые руки как белая-белая смерть,
приговаривая: "а я ведь никогда не была молодой,
у меня никогда не было родителей, я не могу умереть",
и так смотрела на нас, словно в последний раз:
"этот опыт удачнее прошлых, он будет сейчас завершён,
прячьтесь лучше:
в себе, в убывающем времени, в выдуманных мирах.
туки-туки, я Бог. я вас опять нашёл"
кафель
он ударился головой об ванну, поскользнувшись на мокром кафеле,
и на ясном лице его образовалась прореха -
Ева шепчет Адаму, глядя на мёртвое тело Авеля:
"я не помню этого человека."
и целует, целует в глаза спящего Каина,
который вдруг просыпается на лоне природы
в грозовой темноте, где божественные мелькания
светлячков, а большего не происходит,
потому что Бог захлопывает книжку и ложится спать,
двери захлопывает и ложится спать около
маленького Адама, которому завтра рано вставать.
Адам в глубоком бреду, обжигаясь, трогает
крестик, проступающий на груди, "я не знаю этих людей", -
жарко бормочет он, и платье венчальное
вспыхивает на Еве. Каин пытается ходить по воде,
у него почти получается.
мелководье
не будет здесь ни выдоха ни тлена
поройся в темноте и вынь себя
барахтаешься там на мелководье
где голод поколений по колено
и засветло подземное трубят
и речь живую за нос переводят
молчишь на свет выращиваешь снег
и от любви не требуешь возврата
но давишься отравленною пищей
переходя в седеющий свинец
спекаясь с замусоленною ватой
широк и потому взаправду нищий
мертвеет но не пахнет и не жмёт
и более пожалуй не болеет
подашься в рыбаки не выйдя вон
на утро сух и стоек но помёт
не сходит червоточина белеет
и вырастаешь в топку головой
залог
запомни что ты была
шарахалась по округе
наткнувшись на зеркала
назад заводила руки
тянулась к речной воде
к её простоте и роскоши
запомни слепящий день
и в память забитый колышек
какой чистоты залог
давала ты удивлённая
вступая в кустарник слов
молитвенник для влюблённого
где смерть молода свежа
где в душах Господь купается
так плотью не дорожат
и сердцем не откупаются
так правдою не кривят
не выдержав напряжения
когда возникает связь
похожая на крушение
и ахнув сбегает вниз
развратницей обнажённой
любовь как заблудший свист
от прошлого отражённый
Хочется...
...гармонии прокуренной весны,
Взлетающей звезды, звенящих статуй.
[Сквозь щель в туннеле времени видны
В асфальт закатанное солнце, плотный фатум].
...остаться и в сухие дни-пески
Ронять себя из глаз одноэтажек.
[Как долго гнали наши городских
Туда, где городские били наших].
...звучаний сыроватых, жестяных,
Подобранных в дымящей подворотне;
Горячей воскресительной войны
Длиною в огнестрельное "не больно".
каемочка
голая суть, голубая каемочка,
горы и горы зимы.
спит на тарелочке сытая рюмочка,
сыплется жареный жмых.
вас покусали, а нам показалось, что
мило, светло, хорошо.
маленький, хватит, не дуйся, не балуйся,
прячься в горластый мешок.
уголь по хате, пшено на завалинке,
теплая пыль под глаза,
черная смерть — не испачкайся, маленький, —
будет о чем рассказать
деду, соседу, сестрице затюканной,
всем не вернувшимся им,
что за озябшими досыта дюнами
каждый подолгу любим.
тонкая тьма, золотое сечение
жизни и семечка дня.
так распускают себя по течению,
так забирают меня.
котлован
белое чудовище рассвета
выходило в белый котлован,
поднимало веки человеку,
раскрывало ветреный словарь
щупальцами, белыми, как небыль,
и быльем, похожим на белье,
заслоняло пористое небо,
наполняло вечности бульон
жесткими сухариками жизни,
закипало, булькало, текло,
белое чудовище капризно
сквозь добро процеживало зло,
забивало воздухом провалы
в измеренья теплые вовне
с оторочкой алой вдоль каналов
будущего белого вдвойне,
прошлого, белеющего тише,
речью освещая тишину;
появлялось у неспящих вишен,
тоже неспособное ко сну,
принимало мир и задыхалось
от нездешней радости, приняв;
Слово, то, что было в изначалье,
с языка срывало у меня.
переходы
знаешь, оливия, гладкие переходы
из пеленальных комнат в глухие воды,
где пузырится свет, облекая в пену
наше бессмертие. лопнувшие ступени,
тканевый воздух, вышитый небосводом,
скоро, оливия, только умри - и вот он,
вспоротый сизарями цветёт и дремлет.
ты ли из глаз моих вынимала землю,
ты ли мне чёрным лебедем в спину билась,
твой ли рубиновый голос горчил рябиной?
выклюй, оливия, из мирозданья осень.
некого тут прощать: на прощённых возят
айсберги городов и вулканы храмов.
тот, кто спасён тобой, тот смертельно ранен.
воин из памяти, бог из живого металла,
я бы остался с тобой, но меня не осталось.
погонщик
где кипят молодые поля, зеленеет сердце,
подоконник небес покат, слюдяное солнце,
через тьмутаракань в тараканюю тьму несется
предводитель овец, и его погоняют овцы.
их никто не считал, потому что сломались счеты,
потому что пришла зима в сапогах и в мыле,
заглянула в тебя, загорелась тобою — чё там?
затяжная вода, заповедное дно. милый,
не про всё птичий газ — выдыхай, вы-ды-хай, ну же,
выживай, ничего, перебьешься, оно — просто.
предводитель овец, выходя из тебя наружу,
призывает предсмертно овец на последний постриг.
где звезда набекрень, растворимая даль, голубь
в оперении жарком летит и не знает края,
ты стоишь перед главной овцой в январе голый,
и сырыми губами с тебя она кожу сдирает.
прохладно
прохладно так, что клеится вода
к воде, не здесь, не тот заплечный берег,
запечный беринг, талая звезда —
прикрой ее, душа, могила, вереск,
огонь, свинец, пустыня, простыня —
уже не видно, видимо, невинно
тем, от кого дыханье перенял
для тех, кому оно смешно и длинно.
где будущее снов равно тебе,
но ненадолго, на змеиный отблеск.
подвздошный гул, цикада на губе,
тепло под кровлей, только нет здесь кровли —
одно бессмертье, да и то в залог
земли, чумы — не разгадать, не выпасть
пробелы заполняющей золой.
прохладно так, что накося и выкусь!
на заоблачной станции
после меня ничего не останется,
после меня совершится потоп.
матовый свет на заоблачной станции,
голый простор,
воздух былого, что угли за пазухой.
кто-то бесплотный виски мне сожмёт,
станут о жизни подробно рассказывать,
но без имён,
словно о музыке без композиторов
или о небе, не знающем птиц.
вдоль голосов этих, тёмных, пронзительных,
буду идти
в белую мглу, где свободой очерчено
то, до чего не касается взгляд,
дальше, чем всё, что имеет значение,
дальше, чем ад.
детством пахнёт и любовями рыжими,
слово, теплея, вздохнёт чуть вольней,
станет беззвучным, но чутким и слышимым,
будто во мне.
так полоса из живого молчания
перечеркнёт и надежду, и страх,
чтоб отпустить за пределы отчаянья -
дальше, чем рай.
лида говорила: "спрячетесь, а Бог вас найдёт,
выведет на чистую воду и поведёт по ней
в открывающийся портал, в надвигающийся костёр",
а сама в это время тушила рыбу на малом огне,
а сама месила тесто и думала вслух:
"в конце концов вы ничто, серебряная трава,
играющая мнимым светом своим на тёмном ветру,
представляющая себе, что знает, что такое слова";
потом вытирала руки о белый-пребелый подол,
белые-белые руки как белая-белая смерть,
приговаривая: "а я ведь никогда не была молодой,
у меня никогда не было родителей, я не могу умереть",
и так смотрела на нас, словно в последний раз:
"этот опыт удачнее прошлых, он будет сейчас завершён,
прячьтесь лучше:
в себе, в убывающем времени, в выдуманных мирах.
туки-туки, я Бог. я вас опять нашёл"
кафель
он ударился головой об ванну, поскользнувшись на мокром кафеле,
и на ясном лице его образовалась прореха -
Ева шепчет Адаму, глядя на мёртвое тело Авеля:
"я не помню этого человека."
и целует, целует в глаза спящего Каина,
который вдруг просыпается на лоне природы
в грозовой темноте, где божественные мелькания
светлячков, а большего не происходит,
потому что Бог захлопывает книжку и ложится спать,
двери захлопывает и ложится спать около
маленького Адама, которому завтра рано вставать.
Адам в глубоком бреду, обжигаясь, трогает
крестик, проступающий на груди, "я не знаю этих людей", -
жарко бормочет он, и платье венчальное
вспыхивает на Еве. Каин пытается ходить по воде,
у него почти получается.
мелководье
не будет здесь ни выдоха ни тлена
поройся в темноте и вынь себя
барахтаешься там на мелководье
где голод поколений по колено
и засветло подземное трубят
и речь живую за нос переводят
молчишь на свет выращиваешь снег
и от любви не требуешь возврата
но давишься отравленною пищей
переходя в седеющий свинец
спекаясь с замусоленною ватой
широк и потому взаправду нищий
мертвеет но не пахнет и не жмёт
и более пожалуй не болеет
подашься в рыбаки не выйдя вон
на утро сух и стоек но помёт
не сходит червоточина белеет
и вырастаешь в топку головой
залог
запомни что ты была
шарахалась по округе
наткнувшись на зеркала
назад заводила руки
тянулась к речной воде
к её простоте и роскоши
запомни слепящий день
и в память забитый колышек
какой чистоты залог
давала ты удивлённая
вступая в кустарник слов
молитвенник для влюблённого
где смерть молода свежа
где в душах Господь купается
так плотью не дорожат
и сердцем не откупаются
так правдою не кривят
не выдержав напряжения
когда возникает связь
похожая на крушение
и ахнув сбегает вниз
развратницей обнажённой
любовь как заблудший свист
от прошлого отражённый
Хочется...
...гармонии прокуренной весны,
Взлетающей звезды, звенящих статуй.
[Сквозь щель в туннеле времени видны
В асфальт закатанное солнце, плотный фатум].
...остаться и в сухие дни-пески
Ронять себя из глаз одноэтажек.
[Как долго гнали наши городских
Туда, где городские били наших].
...звучаний сыроватых, жестяных,
Подобранных в дымящей подворотне;
Горячей воскресительной войны
Длиною в огнестрельное "не больно".
каемочка
голая суть, голубая каемочка,
горы и горы зимы.
спит на тарелочке сытая рюмочка,
сыплется жареный жмых.
вас покусали, а нам показалось, что
мило, светло, хорошо.
маленький, хватит, не дуйся, не балуйся,
прячься в горластый мешок.
уголь по хате, пшено на завалинке,
теплая пыль под глаза,
черная смерть — не испачкайся, маленький, —
будет о чем рассказать
деду, соседу, сестрице затюканной,
всем не вернувшимся им,
что за озябшими досыта дюнами
каждый подолгу любим.
тонкая тьма, золотое сечение
жизни и семечка дня.
так распускают себя по течению,
так забирают меня.
котлован
белое чудовище рассвета
выходило в белый котлован,
поднимало веки человеку,
раскрывало ветреный словарь
щупальцами, белыми, как небыль,
и быльем, похожим на белье,
заслоняло пористое небо,
наполняло вечности бульон
жесткими сухариками жизни,
закипало, булькало, текло,
белое чудовище капризно
сквозь добро процеживало зло,
забивало воздухом провалы
в измеренья теплые вовне
с оторочкой алой вдоль каналов
будущего белого вдвойне,
прошлого, белеющего тише,
речью освещая тишину;
появлялось у неспящих вишен,
тоже неспособное ко сну,
принимало мир и задыхалось
от нездешней радости, приняв;
Слово, то, что было в изначалье,
с языка срывало у меня.
переходы
знаешь, оливия, гладкие переходы
из пеленальных комнат в глухие воды,
где пузырится свет, облекая в пену
наше бессмертие. лопнувшие ступени,
тканевый воздух, вышитый небосводом,
скоро, оливия, только умри - и вот он,
вспоротый сизарями цветёт и дремлет.
ты ли из глаз моих вынимала землю,
ты ли мне чёрным лебедем в спину билась,
твой ли рубиновый голос горчил рябиной?
выклюй, оливия, из мирозданья осень.
некого тут прощать: на прощённых возят
айсберги городов и вулканы храмов.
тот, кто спасён тобой, тот смертельно ранен.
воин из памяти, бог из живого металла,
я бы остался с тобой, но меня не осталось.
погонщик
где кипят молодые поля, зеленеет сердце,
подоконник небес покат, слюдяное солнце,
через тьмутаракань в тараканюю тьму несется
предводитель овец, и его погоняют овцы.
их никто не считал, потому что сломались счеты,
потому что пришла зима в сапогах и в мыле,
заглянула в тебя, загорелась тобою — чё там?
затяжная вода, заповедное дно. милый,
не про всё птичий газ — выдыхай, вы-ды-хай, ну же,
выживай, ничего, перебьешься, оно — просто.
предводитель овец, выходя из тебя наружу,
призывает предсмертно овец на последний постриг.
где звезда набекрень, растворимая даль, голубь
в оперении жарком летит и не знает края,
ты стоишь перед главной овцой в январе голый,
и сырыми губами с тебя она кожу сдирает.
прохладно
прохладно так, что клеится вода
к воде, не здесь, не тот заплечный берег,
запечный беринг, талая звезда —
прикрой ее, душа, могила, вереск,
огонь, свинец, пустыня, простыня —
уже не видно, видимо, невинно
тем, от кого дыханье перенял
для тех, кому оно смешно и длинно.
где будущее снов равно тебе,
но ненадолго, на змеиный отблеск.
подвздошный гул, цикада на губе,
тепло под кровлей, только нет здесь кровли —
одно бессмертье, да и то в залог
земли, чумы — не разгадать, не выпасть
пробелы заполняющей золой.
прохладно так, что накося и выкусь!
на заоблачной станции
после меня ничего не останется,
после меня совершится потоп.
матовый свет на заоблачной станции,
голый простор,
воздух былого, что угли за пазухой.
кто-то бесплотный виски мне сожмёт,
станут о жизни подробно рассказывать,
но без имён,
словно о музыке без композиторов
или о небе, не знающем птиц.
вдоль голосов этих, тёмных, пронзительных,
буду идти
в белую мглу, где свободой очерчено
то, до чего не касается взгляд,
дальше, чем всё, что имеет значение,
дальше, чем ад.
детством пахнёт и любовями рыжими,
слово, теплея, вздохнёт чуть вольней,
станет беззвучным, но чутким и слышимым,
будто во мне.
так полоса из живого молчания
перечеркнёт и надежду, и страх,
чтоб отпустить за пределы отчаянья -
дальше, чем рай.