/



Новости  •  Книги  •  Об издательстве  •  Премия  •  Арт-группа  •  ТЕКСТ.EXPRESS  •  Гвидеон
КОНСТАНТИН ЛАТЫФИЧ
«ГВИДЕОН» предлагает своим авторам-поэтам ответить на следующие вопросы:
Что для вас поэзия, что – не поэзия?
Почему вы начали писать стихи?
 
Константин Латыфич (Самара)

1. Поэзия для меня - ключ к подлинной реальности. К объективно существующему Бытию. Попытка расслышать пульсации в точке равноденствия пространства и времени. В месте, где каждый раз зарождаются слово и вещь. Попытка со-творчества, диалога. Не поэзия – способы самовыражения и концепт. Слова, оторванные от реальности, расположенные по принципу формальной логики в перспективе линейного времени. Попытка доказать раз избранную истину, которая в этом случае, чаще всего, статична.

 
2. К стихам я пришел довольно поздно, если не считать совсем уж юношеские опыты. Стихи из романа «Доктор Живаго», «Сестра моя жизнь» Пастернака. Поздний Мандельштам с его потрясающей «точкой безумия». Маленькая зеленая книжка Иосифа Бродского с «Колыбельной трескового мыса», купленная в московском подземном переходе неуютным зимним днем 1991 года. Дант и Гомер. А потом - октябрьский вечер, после серьезного внутреннего кризиса. Ушло лето, кончалась советская эпоха. В общем, что-то вокруг умирало, а что-то по ощущениям нарождалось. Вот о преодолении одного другим неожиданно и захотелось сказать. 


                                     
ВАВИЛОНСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Таблица III
                             
                                                             
                           …поставь над нами царя(1 Цар. 8, 5)

Саргон треплет гриву и кормит с ладони льва.
На столе из пальмы - тмин с листьями майорана,
статуэтка Шамаша, с которым разделены права
на блюдо из терракоты, где чёрный язык барана,
ещё горяч, пока над ним вслух произнесут слова
о союзе с тем, кто зазубренный нож от Харрана

к Уру ведёт в небесах, выжигая им, как серпом,
на земле маршрут – отбросившим  лёгкий посох,
что идут для подсчёта звёзд и снопа за снопом
в снах, что с явью равны, оттого собирая босых
со свирелями возле скипетра, чтобы те - гуртом
на четыре стороны круглолицых или раскосых

заставляли за колесницами - с луком или копьём
в ногу шагать, и песок  окропляя чужою кровью,
выводить поверх тех, кто в землю зарыт живьём,
план башни и города. И снова поводит бровью
за завтраком царь. Перед ним павлины и водоём.
Голова побежденного с другой головой - коровью

висит между пальмами, и потому прощены долги
под звук костяной трубы всем, кого долгий голод
пытает  среди руин. Так верность писаря и слуги
к своему господину вяжется в узел, и будет солод          
в пиво теперь добавлен, изюм к финикам в пироги.
И на сотни тел возле старого - новый узор наколот.

И дороги Процессий через проёмы разбитых стен
проложат. И потому в домашних печах - рабами
обжигаются кирпичи. По утрам не встают с колен        
перед поставленным божеством, и сухими губами                                                            
неведомые слоги произнося, и в переплетении вен
чувствуя ток другой, сдерживаемый, как берегами,

памятью, которая сплавлена, что и кристалл слюды
под давлением Времени на пучок зиллионов  линий
движения кислорода и кремния в капле сырой воды.
Из-за красного фона пересылает как чёрный и синий
некогда белый и жёлтый цвет в узор, где уже  сады -
Змеем обвиты, и троны из кедра - на шишках пиний
                                                                                                                           
вместо копыт стоят. И гнётся, сбиваясь, тугая ось,
словно толчком подземным, вьётся единым рогом.                    
         
Но уже не Орёл на вершине горы, а в реке Лосось,
направление подскажет. Теперь по другим дорогам
семафоры откроют движение. Там не слышен  лось.  
На полу ребёнок - между подоконником и порогом                                                                                                                                                                  
знает - когда в Столице пятнадцать часов пробьёт -          
на другом конце меридиана сразу объявят полночь.
Он по карте пальцем – от пустыни ко льдам  ведёт,  
совмещая часы с километрами, призывая  в помощь                                                                        
скорость и точность, взрослея, - с ними вперёд идёт,-
догоняя свой образ, который  срисован точь-в-точь

с обложки журнала (где гранатомёт на плечо актёр,                                  
в роли Победителя Всех кладёт) - с ним совпадения                    
требует, и чтобы кто-нибудь, как можно скорее, стёр
границы между  желаниями. И спас их от нападения.      
Чтоб в отелях за чаевые всегда благодарил лифтёр,
и в обед - между вином и десертом - как наваждение                                          
                                                     
не появлялся страх, который заставит глядеть назад -
туда, где с прошлым – сегодняшний день скрепляя, -
бьёт по брусчатке строй и раскатистым эхом  парад,
на Генерала держа равнение, под оркестр повторяя
приветствие, - утвердит на кварталы разбитый ряд                                                    
улиц, где в домах, нажатием пульта всегда одобряя

стрельбу на экране, - режут на дольки телячий язык
в тарелке пластмассовой, белый стеклянный столик,
подвинув к себе ногой. «Я дам то, к чему ты привык», -

 говорит Кандидат, открывая собою рекламный ролик,
и называет моду - воротничок, застёгнутый под кадык.
Для кости и двуглавых мышц - он советует  анаболик,

растворимый в крови, как вирус в сигналах IT-систем,
открывающий файлы с Фаллосом и обновляя   гамму
десятою нотой, отменяет действие доказанных теорем.
И вычёркивает как старьё, - маму, которая мыла раму.
Чтобы смотрящий вперёд – оставался не глух, но нем,                    
выводя перед зеркалом знаки, похожие на пиктограмму.


Лабиринт II  (фрагмент)

                                             J.B.
***                                                                                          

Каждое сказанное слово
всегда только часть слова.
Часть, ждущая остальных частей
в виде одобрения или несогласия.
И это ожидание,
сходное с ожиданием автобуса,
на сотом километре от города
поздним мартовским вечером,
когда красный закат
красит в красное наледь,-
есть ожидание дома.
Места,
куда бы хотелось дойти.
И где можно, сказав себе: «Здесь»,
получить подтверждение.

Так иди же!
Вдаль от  себя по дороге к себе,-
лентой Мёбиуса.
Даже если движенье по кругу
не дает ничего,
кроме трассы,
петляющей между холмов.
Кроме глаз воспаленных.
Кроме стертых ботинок.
Кроме губ, вопрошающих: «Где?»
Кроме мысли: «Не здесь…»

Не страшись!

Ибо дом не нашедший -
обретает его.


Сезанн

Изгнаннику никто не возвестит -
как может  он постигнуть сердцевину,
горы. И слышно как звучит
холста ещё не начатой картины -

безмолвие. Один лишь белый цвет -
мучительный удел и завершенность.
Надежда на единственный ответ
создавшего такую удалённость
 
от старой и раскидистой  сосны,
и виадука напряжённых арок.
И пашни, вдруг дождавшейся весны.
И как всё это кистью, без помарок

соединить? На чёрный камертон,
лишь изредка косясь и растирая
зелёный Веронезе, - в унисон
с ультрамарином нанося? Не зная -

что долго продолжающийся шум
от магмы под нагретою землей,
изменит ритм, как будто бы самум
в пустыне аравийской. И судьбой  
 
ему назначено войти в Эстак,
где улицы спускаются с обрыва,
чтоб переплавить в кобальт и краплак,
далёкую когда-то перспективу,

для бегства подходящую от бед.
И вывести из длительного плена
вершину затемнённую. На свет
слепящий, чтоб не знала тлена!  

Так контуры стираются вещей,-
не мёртвых, а лишь только спящих.
Пленэр окончен. Этот холст - ничей.
Он будущее сделал настоящим.

И кажется всем верящим в покой,
что, попирая правила движенья,
по ровно установленной  прямой,
к взаимному стремятся притяженью

оставленные здесь на полотне -
сосна и пашня на исходе лета.
Гора над ними. Снова быть весне?
Вопросы остаются без ответа.

А он вернулся к тёмной синеве.              
И снова над небесным бельэтажем
в коляске катит по сухой траве,
к еще не дорисованным пейзажам.

       
Марсель Пруст

Ушедших не догонишь по прямой.
Он в тишине за пробковой стеною
закручивал стремительной юлой,
со скоростью равняя световою, –

всех, кто остался в том позавчера,
где навсегда под кварцевою лампой -
в гостиной открывают вечера
мелодией сонаты. С ней эстампы

кувшинок на реке и перехлёст
боярышника в парковой ограде                                            
он совместил. И продолжают рост,
пуская корни в каждой анфиладе
                                   
воспоминаний, словно в пустоте,-
деревья у горы над тихим пляжем,
чтоб не запечатлеться на листе
и соприкосновенья с метранпажем

не допустить.  Нащупывая след
тех девушек, что долго вереницей                    
вдоль моря шли (одна велосипед
толкала впереди), - возможно лица
                   
живыми сделать. Так холодный плуг,
встречаясь с прошлогодней бороздою,
к зерну готовит землю. На испуг
он права не имеет. Лишь с виною

любовь приходит к слышимым шагам
по лестнице. Стихает колокольчик.  
Мать входит в комнату, и потому слогам
теперь учиться можно. Полуночник

по кругу вновь отправится искать
того, что наполняет слой за слоем
недвижимое  тело. И кровать -
лишь переправа, что открыта Ноем.                                            
                   
Он палимпсест стирает точно в срок.    
(Там что первоначально, то и ново).
Выталкивая  вверх, как поплавок,-
единственное, найденное слово.шаблоны для dle


ВХОД НА САЙТ