Андрей Тавров → Прорастить зерно тигра. Слово как гексаграмма

Слово и вещь – в каких они отношениях? От ответа на этот вопрос зависит качество нашего существования и сама природа написанного стихотворения. Если слово лишь замещает вещь и самим своим существованием указывает на отсутствие вещи в ситуации (по Дерриде), то это один мир. А если «имя – продолжение вещи», как это утверждает Аристотель, то это другой мир. Ясно, что в том мире, в котором жил древний мыслитель, дело обстояло так, что вещь и слово образовывали единство, интуитивно чуемое нами, но все более исчезающее, чтобы в мире Дерриды и его последователей разойтись по сторонам. Если вещь и слово связаны, то мы – творцы мира и его обстоятельств. Если нет, то мы его заложники, которые во время чумы даже не пируют назло смерти, а играют в детские игры повышенной интеллектуальности, уточняя оттенки значений и делая вид, что смерть - это не про нас. Но в мире, где не про нас смерть, жизнь тоже не про нас.

Итак, вопрос заключается в том, есть ли такой знак, который не заменяет, а содержит ту вещь, которую обозначает?

Таким предсловесным знаком является гексаграмма. Она и называет ситуацию, и содержит ее, и до какой-то степени есть сама эта ситуация. Означаемое и означающее здесь сливаются. Чередование сплошных и прерывистых линий способно обозначить ситуацию-метаморфозу, содержащую в себе множество оттенков и, более того, указать на практические шаги, которые стоит предпринять в этой ситуации, чтобы не оказаться в проигрыше. Одним словом, гексаграмма имеет свойство – распаковываться в слова. Вот как выглядит гексаграмма «ли», «сияние», «огонь», например.

——————
—— ——
—————— 30. Ли. Сияние
——————
—— ——
——————

Сейчас мы не будем ее расшифровывать, заметим лишь, что само чередование слабых и сильных черт есть не только символ ситуации, но и сама ситуация, присутствующая наглядно в знаке двух триграмм. Для меня гексаграмма так же относится к слову, как улыбка - к словам, объясняющим, почему я улыбаюсь.

Дальше возникает вопрос – есть ли у слова такая же возможность содержать в себе вещь или ситуацию или даже являться ей. Может ли слово ТИГР содержать в себе тигра – или слово СОЛНЦЕ содержать в себе светило?

Почему же гексаграмме удается – содержать в себе ситуацию? Вероятно из-за ее свойства парить сочетанием прерывистых и сплошных черт над внеформенным, неартикулируемым началом, которое можно назвать Хаосом, Дао или Абсолютом. Т.е. форма идеограммы впускает в себя Бога различными способами, подобно тому, как это делает залив по отношению к океану, формируя индивидуальный и характерный ландшафт местности. Дао-океан, внеформенный и бесконечный, вступая в мир форм, удерживается характерным рисунком залива или сочетанием сплошных и прерывистых линий.

Но, может быть, такая функция есть и у слова? Не у слова Дерриды, а у слова Аристотеля?

Может быть, в слове также содержится отношение между присутствием океана-абсолюта и тела слова-залива, его материи? А если это так, то слово становится тождественным вещи и содержит в себе эту вещь подобно тому, как гексаграмма содержит в себе одну из 64 мировых ситуаций. До нас дошли мифы о том, что Орфей словом приручал животных, а Иисус Навин останавливал солнце. Из современных авторов об этом пишет Борхес в своем Алхимике…

Что, если слово СОЛНЦЕ связано с самим солнцем как два центра эллипса – взаимозависимо и неразрывно?

Мы все помним те моменты, когда мечтали о чем-то, и непостижимым образом это входило в нашу жизнь – у меня таких случаев в жизни было достаточно. Но прежде, чем оно входило, мы хотя бы беззвучно называли это что-то: человека, влюбленность, вещь, которую хотели получить, но не смели и т.д. Психолог скажет вам, что человек, думающий (произносящий про себя теми или иными словами), что он жертва, намного чаще оказывается в травматических ситуациях, чем тот, кто считает, что ему везет.

Так вот. Что, если мы допустим простую вещь. Деррида ставит слово в ту ситуацию, в которой оно не работает совместно с вещью, оно обесточено. А Аристотель ставит его в иную ситуацию, магическую, и оно послушно и, я бы сказал, радостно обретает свои творческие возможности. Просто Аристотель и его окружение верят в слово-вещь, и оно подстраивается под их веру, а Деррида верит в другое, и слово точно так же соглашается и подстраивается под веру второго философа.

Мы знаем, что именно так работает мир микроматерии – в зависимости от того, кто проводит опыт, будут выявляться и свойства «объекта» наблюдения. А суть как раз в том и состоит, что наблюдатель и, скажем, микрочастица – это вовсе не два «объекта», а один «объект» со сложными внутренними связями - а не два. Более того, наблюдатель – и Вселенная – точно такой же один объект, где, вообще-то, не очень ясно, кто кого наблюдает. Вселенная голографична. Во всяком случае, так сегодня говорят физики. (Буддизм знал это давно).

Мы предполагаем, что в каждом слове содержится зерно вещи, которую это слово называет, выразимся так для простоты. И Деррида, например, это зерно поливать не будет, потому что для Дерриды-наблюдателя там его, этого зерна вещи, нет. А для поэта Божьей милостью только так и возможно, что слова прорастают вещами. Что не только мантра (повторение нескольких священных слов) формирует личность и психику человека, но любое слово прорастает тем, что оно называет на материальном плане. И, как это ни смешно, из слова БЕЛКА вырастает белка в парке, из слова СОЛНЦЕ вполне вырастает светило, а из слова ТИГР – полосатый и белозубый зверь.

Из слова МИЛОСЕРДИЕ – милосердие.

Из слова СОСТРАДАНИЕ – спасительное качество, на котором все еще держится мир.

Из правильно произнесенного ТЕТРАГРАММАТОНА прорастает Бог, Яхве. Но только жрец знает, как произнести такое слово, и выдыхает он его всей своей жизнью, бесшумно и на весь мир. И Бог является…

Примерно так же все происходит в случае поэта масштаба Рембо, Рильке или Цветаевой.

И здесь слова сливаются свойствами с гексаграммами, тождественными ситуации, вещи.

Становясь целомудренными и легкими, как космический монстр на орбите.

25.08.2012

Комментарии

Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться через одну из социальных сетей:

livejournal facebook vk