Положение о премии

ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «РУССКОГО ГУЛЛИВЕРА»

КОНЦЕПЦИЯ:

Представление о языке как некоторой комплексной «системе знаков», в свое время став революционным понятием критического анализа, привело к обнищанию поэтического творчества, лишило его звучания, музыкальности. Наиболее модной формой современной поэзии стали каталоги прозаизмов, представляющие собой в основном стандартные продукты обыденного сознания и речи. Культура становится формализованным семиотическим понятием, надстройкой социальных систем; природа слова и его внутренняя форма воспринимаются в этой парадигме как излишество и условность.

Отход от «звуков и молитв» в пользу общедоступных концептов, расколдовывание языка, снятие тайны, хранящейся в веществе слова, приводят к мысли, что мы сознательно пытаемся присягнуть усредненному — и даже безобразному — в силу его функциональности, или так называемой интеллектуальности. Тем не менее, определение Мандельштама, данное в «Разговоре о Данте» по-прежнему актуально: «Поэтическая речь есть скрещенный процесс, и складывается она из двух звучаний: первое из этих звучаний — это слышимое и ощущаемое нами изменение самих орудий поэтической речи, возникающих на ходу в ее порыве; второе звучание есть собственно речь, то есть интонационная и фонетическая работа, выполняемая упомянутыми орудиями».

В арсенале прагматической поэтики — с ее описательностью, изобразительностью, повествовательностью и прочими формами необязательного письма, скрывающегося за популярным понятием «текста» — эти факторы поэзии как будто исчезли. Между тем человеческий язык формировался тысячелетиями, он связан с нашей эволюционирующей физиологией, он — не только часть культуры, но и часть нашей природы: он связывает нас с остальным звучащим миром. Изначальный, вышедший из глубин времени, язык не может быть тождественен любой другой искусственной системе знаков, будь то компьютерные коды, дорожные указатели, азбука для глухонемых или военные сигналы. Обеднение речи (тем более поэтической) ведет к обеднению души, искажению картины мира. В случае русской культуры с ее внушительными звуковыми традициями редукционистские подходы видятся несостоятельными и деструктивными.

Вещее косноязычие Тредиаковского и Державина, беспечная и светлая гармония Пушкина, звенящая недосказанность Лермонтова, тектонический гул Мандельштама, трагическая пронзительность Цветаевой и Есенина, пророческие бормотания Хлебникова, зверино-космический язык Заболоцкого… Русская речь не может утратить своей безусловной музыки, пока остается русской.

«Интеллектуальному варварству» противостоит политика нашей поэтической премии, задача которой — выявление и поощрение «новой музыкальности» в поэзии. Каждому времени — свой звук. Звуковой диапазон XX века простирался от Осипа Мандельштама до Петра Мамонова. Новый звук, порождающий новый смысл, ритм, образ, мифологему. Звучащий со страниц еще до его произнесения, до артикуляции. Звук, отраженный в «знакомстве слов», гласных и согласных, шипящих и свистящих… Он не сводится к акустической игре фонем и ритмов. Звук глубже и проще. Звук — это абсолютная внутренняя форма поэзии, в случае если сама поэзия — музыка бытия.


ПРАКТИКА:

Наша Премия поощряет смелость эксперимента, радикальность работы со словарем и словом — именно со словом, а не концептуальной абстракцией. Пусть эта работа идет в русле ультра-авангардной практики или традиционной просодии — мы надеемся, что движение, и даже революционное движение возможно на любой основе. Мы уверены, что подобная работа на необъятном пространстве русской речи ведется, но в силу порочной издательской политики и неправильно расставленных приоритетов до сих пор скрыта от глаз читателя.

Учредителем Премии являются Центр Современной Литературы, издательство «Русский Гулливер» и мультимедийный журнал «Гвидеон». Учредители определяют условия конкурса и назначают состав жюри. Официальное учреждение Премии происходит 7 мая 2014 года (день рождения Николая Заболоцкого). Прием работ начнется сразу после пресс-конференции Премии 23 мая. Правом номинирования обладают литературные журналы, издательства, творческие союзы, профильные издания, литературные критики, сами авторы. Объявление победителя пройдет 9 ноября 2014 года (день рождения Велимира Хлебникова) в Москве.

На рассмотрение принимаются:

1. рукописи книг и поэтических сборников
2. книги и поэтические сборники, опубликованные после 2010 года

Главным критерием оценки является «музыкальность» в широком понимании этого термина, а также наличие ярко выраженной и устоявшейся индивидуальной поэтики автора. Победитель в номинации «поэтическая рукопись» получает 100 тысяч российских рублей, почетный диплом, а также возможность издать поэтический сборник в «Русском Гулливере»: пилотный вариант его книги торжественно представляется на процедуре вручения Премии. Победитель в номинации «поэтическая книга» получает 150 тысяч российских рублей и почетный диплом.

Предусмотрена специальная премия «по совокупности заслуг»: победителем в этом случае может стать любой мастер слова, привнесший в нашу словесность новое звучание или создавший новое литературное направление. Победитель в этой номинации получает 200 тысяч российских рублей.

Рукописи принимаются по адресу rusgulliver.premia@gmail.com   до 7 сентября 2014г.

От участников номинации «поэтическая рукопись» — в формате *doc, *docx, *rtf, *pdf, с указанием имени автора в названии файла.

От участников номинации «поэтическая книга» — в формате *pdf.

7 мая 2014, Москва